?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Прогулки по Яффо-8 - i_drlis
i_drlis
i_drlis
Прогулки по Яффо-8

       Греко-ортодоксальный (православный) монастырь

       Как мы уже упоминали в главе про армянский монастырь, история восстановления христианских учреждений в Яффо началась с XVII века. Греки, носители византийских традиций, находясь на ведущих должностях в Иерусалимском Патриархате, начиная со II-III века, приняли в этом процессе самое непосредственное участие. Но сначала немного истории...      
      

В конце IV века Римская империя (в состав которой входила и Палестина) разделилась на Западную и Восточную, что привело к образованию двух  христианских столиц: в Риме – с латинским языком и в Константинополе – с греческим.  Со временем между жителями этих областей стали проявляться существенные расхождения в догматике, обрядах и церковной организации. Постепенно к религиозным мотивам присоединились глубокие социальные, экономические и политические противоречия, что и привело в итоге  к «Великому Расколу».  

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5228/%D0%92%D0%98%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF

      Разделение христианской церкви на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Ортодоксальную, или Православную) официально произошло в 1054 г., когда римский папа Лев IX и константинопольский патриарх Керуларий предали друг друга анафеме. После этого  Западная церковь осталась под управлением великого понтифика, а  Восточная, по мере распада Византийской империи и дальнейшего распространения христианства за ее пределами, продолжила учреждение относительно небольших (автокефальных) церквей, возглавляемых самостоятельным патриархом. В настоящее время таких церквей 15 и они объединяют от 150 до 200 миллионов верующих.
       Большинство православных учреждений на территории Израиля (61 монастырь и около 20 приходов) входит в  Иерусалимский  Патриархат. Он  объединяет в общей сложности около 130 тыс.  верующих   -  в основном арабов, хотя есть немало русских, а также румын, грузин, греков и др.   С 2005 года пост Иерусалимского Патриарха занимает Феофилос III (Гианнопулос), называемый официально «Блаженнейшим и Всесвятейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона».    
     Кроме этого, начиная с  XIX века к Святой земле стала проявлять огромный интерес и Россия, в результате чего в Палестине была учреждена духовная миссия и приобретена недвижимость, принадлежащая Русской Православной Церкви (РПЦ) или Московскому Патриархату.  Предстоятелем её с 2009 г. является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). 
     В 20-е годы прошлого столетия, вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны, от неё отделилась вышедшая из административного подчинения Московскому Патриархату как эмигрантская церковная организация,  Русская Православная Церковь За Границей (РПЦЗ). В настоящее время она имеет статус самоуправляемой при Московском Патриархате и с 2008 г. ею руководит Первоиерарх, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал). 
      Между представительствами этих трех православных церквей в Израиле складываются не всегда гладкие отношения, однако по основным религиозным вопросам у них противоречий не имеется.

Архиепископ Иоппийский Дамаскин
Фото Д.Брикмана

        Яффский монастырь Архангела Михаила относится к Иерусалимской Православной Церкви (Иерусалимский Патриархат) и с 1998 года возглавляется архиепископом Иоппийским Дамаскиным (Гаганьярас), который проживает в монастыре с 1980 года. Собственно, именно ему монастырь обязан своим возрождением после пожара, уничтожившего значительную часть построек, о чем напоминает фотография 1994 года при входе в притвор основного храма, через который и можно зайти на территорию монастыря, поднявшись с набережной через вход в Старый Яффо (адрес: улица Натив ха-Мазалот, 10).

Вход в греческий православный монастырь Архангела Михаила
Фото Д.Брикмана


      Церковь представляет собой скромное строение, напоминающее своим видом раннехристианскую базилику, ориентированную своей продольной осью на... Ну, на восток, конечно! Ведь, само понятие «ориентация» произошло от слова «Ориент»  - восток, то есть оттуда, где всегда стоит алтарь, расположенный в сторону Иерусалима, что хорошо видно по полукруглому выступу-апсиде. Здание одноэтажное, без паперти[i], дверь с улицы открывается в довольно большой притвор[ii], который имеет два выхода: один ведет в храм, а другой - в монастырский двор, расположенный на террасе прямо над яффским портом. Внутри храма 3 нефа[iii]: 2 боковых и средний, высокий, отделенный от боковых аркадами. Эмпоры (верхние галереи или трибуны), нередко встречаемые в церквях, впрочем, как и другие «излишества» отсутствуют.

Храм Архангела Михаила. Вид с северо-восточной стороны.
    
         Архитектурная скромность с лихвой компенсируется декоративным богатством внутреннего убранства. Обращает на себя внимание не только великолепная роспись стен, выполненная греческими  мастерами, но и алтарная преграда с иконостасом, гобеленами с изображением Пеликана – символом Христа и двуглавым орлом-символом Византии. «Царские врата» увенчаны сплетающимися  греческими буквами - «Т» и «Ф» - «Тафосом»,  символом  Святогробского братства[iv]. «Тафос» в переводе с греческого – гробница;  слово, хорошо знакомо русскоязычному читателю по производному от него «эпитафия» - надгробная надпись. Значительное место, на расписанных стенах, кроме евангельских сюжетов, занимают архангелы и, прежде всего, Михаил, в честь которого и назван монастырь.

Храм Архангела Михаила. Алтарная преграда. Царские врата.
 Фото Д.Брикмана


      Архангел Михаил (имя произошло от   ивритского    
מיכאל– «кто, как Б-г») является наиглавнейшем  среди архангелов. Именно он в откровениях Иоанна Богослова, являясь предводителем ангельских сил, победил апокалипсического красного дракона – князя тьмы и его воинство, устранив, тем самым, мировое зло. На иконах  Михаил часто изображается попирающим ногами дьявола с копьём или мечом в руке. В западной живописи этот сюжет также весьма распространен в различных интерпретациях.

«Михаил Архангел, побеждающий дьявола»,
Рафаэль, 1518 год

       Что, наверняка, покажется странным для многих, незнакомых с устройством греческих храмов - это расположенные вдоль стен стасидии,  специальные деревянные кресла с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками. В стасидии можно стоять, опираясь на подлокотники, полусидеть и сидеть, что значительно облегчает верующим (чаще всего монахам) многочасовые службы. Прихожане обычно пользуются   скамьями в срединной части помещения, что нетипично, к слову, для русской церкви, где принято стоять.

Храм Архангела Михаила. Внутренний вид.
Фото Д.Брикмана

        Другой отличительной особенностью греческого храма является отсутствие панихидного стола, свечи ставятся в одном месте: и за здравие и в память об усопших близких, что нетипично для русских православных, привыкших к раздельным столам.


Греческий православный монастырь Архангела Михаила. Общий вид. На заднем плане - колокольня   францисканского монастыря  Св. Петра
Фото Д.Брикмана


        Если выйти из притвора на террасу, в углу которой  развевается греческий флаг, то можно ознакомиться с внутренним устройством монастыря, напоминающим своей сложностью настоящие катакомбы ранних христиан. Переходы с одного уровня на другой, длинные галереи, заканчивающиеся тупиками, отсутствие окон: все это делало бы путешествие весьма увлекательным, если б не одно обстоятельство: монастырь фактически пуст. Кроме трех монахов, один из которых, собственно, сам архиепископ, там обычно нет никого.

Храм Архангела Михаила. Вход со стороны порта.
Фото Д.Брикмана

     Внизу, на первом этаже, расположен гараж - и это единственный вход на территорию монастыря со стороны набережной. Его легко определить все по тому же «тафосу» над воротами. Кстати, именно в этом здании располагался уже упомянутый ранее в рассказе об Армянском монастыре «Латинский хоспис», проданный францисканцами грекам в середине XIX века. Надо отметить, что в то время православная церковь отличалась буквально неодолимым стремлением к приобретению недвижимости. Вся территория нынешнего «блошиного рынка» у въезда в «Старый Город» была застроена торговыми рядами и называлась «Сук-а-дир» («Монастырский рынок»). Впрочем, кому принадлежат значительные площади с основательными зданиями, догадаться нетрудно: ведь и тут мы видим уже знакомый «тафос».

Яффо. Вход на торговые ряды со стороны Площади Часов.

      Но возвратимся в монастырь. На втором этаже жилые помещения с возможностью расселения паломников. Третий уровень – два храма. Один, уже знакомый нам, носит имя Архангела Михаила. В нем ведет службу на румынском языке архимандрит Герасим. Основной контингент его паствы-рабочие, приехавшие в Израиль на заработки из Румынии и Молдавии. По праздникам читает проповеди и сам архиерей. Тогда зал наполняется жителями Яффо - ведь вл.  Дамаскин, кроме родного греческого, прекрасно владеет арабским языком. Пройдя через террасу над портом, можно попасть в другой храм- Святой Праведной Тавифы. Здесь находится русский приход под руководством о. Александра. Этой церкви посвящена следующая глава.

Монастырь Архангела Михаила. Вход в Храм русского прихода.

          Лестница, ведущая от храмовых помещений наверх, заканчивается следующим этажом, на котором, с одной стороны, находятся апартаменты архиепископа, а с другой расположены хозяйственные помещения. По выходным дням они используются, как место совместной трапезы  прихожан после литургии. Зачастую там отмечаются семейные праздники (день рождения, крестины и т.п.) и тогда, чтобы избежать тесноты, стулья выносятся на веранду. Оттуда же выход к звоннице с колоколами.

Монастырь Архангела Михаила. Вид с крыши.

         Напротив веранды находится выход на крышу с флагом Ордена Святогробского братства (опять «тафос»!) и оттуда вся цепь скал Андромеды видна, как на ладони. 
         Конец флагштока увенчан равносторонним «греческим крестом», состоящим из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом. Считается, что он введен в христианскую религию около 332 года египетским монахом Пахомием. Вместе с тем, символ хорошо был известен и в античности,  являясь эмблемой  бога солнца и дождя, а также признавался знаком четырех стихий, образующих мир (огня, воды, воздуха и земли)  и точкой соединения Неба и Земли: горизонтальная линия - линия Земли, а вертикальная - Неба. Встречается в греческих монастырях и «Крест трилистник». Концы его состоят как бы из трех полукруглых листочков («Крест с листьями клевера») иногда с шишечкой на каждом из них, называется. Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. В геральдике называется «крест Bottony». Лист клевера является символом Троицы, и крест выражает эту же идею. Используется также для обозначения воскресения Христа.

           Кроме монастырских помещений, деятельность Иоппийской Епархии распространяются на службу в Церкви Святого Георгия (само здание церкви принадлежит яффской арабоязычной православной общине и содержится за счет прихожан, но её настоятель, о. Константин, находится в подчинении  архиерею), школу, клуб и кладбище, расположенное в конце ул. Йефет, на берегу моря. Как мы видим, жизнь более чем 5 тысяч православных жителей Яффо и окрестностей, так или иначе, связана с Монастырем Архангела Михаила, что становится особенно заметным в христианские праздники, собирающим множество верующих.

      Ну, а секрет? Какой же монастырь без секретов, спросите Вы, дорогой читатель (а может быть, прекрасная читательница). Погодите! Вы себе и не представляете, что таится в самом его названии. Но об этом чуть позже - в рассказе о Церкви Святого Георгия, что находится от него совсем неподалеку.

PS: Я умышленно не привожу многочисленный список литературы по вопросу, т.к. не вижу в этом никакой необходимости, но в случае разбора того или иного аспекта готов ссылаться на все доступные мне источники

     Также деликатно напоминаю, что текст, как и большинство фотографий, являются авторскими, что следует учитывать при ссылках или перепечатках.          
       Автор, как всегда, выражает искреннюю и глубокую благодарность за помощь Диме Брикману(dimabr ) - прекрасному фотохудожнику, а также  иерею о. Александру, настоятелю русского прихода  монастыря Архангела Михаила в Яффо и Елене-Зоар Хальфан (tozhe_kot ) за ценные замечания и постоянное дружеское участие на всех этапах работы над статьей.


[i] Паперть, или внешний притвор— непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма.

[ii] Притвор или трапезная — составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной.

[iii] Неф —   вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

[iv] «Святогробское братство» — православная монашеская корпорация греческого духовенства, которая осуществляет контроль над святыми местами в Палестине. Орден ведет свой отсчет с 313 года. Это около 100–120 человек, преимущественно греки, и они традиционно занимают все иерархические должности в Святой земле. Во главе ордена стоит Иерусалимский Патриарх.


Tags: ,

33 comments or Leave a comment
Comments
tozhe_kot From: tozhe_kot Date: January 23rd, 2011 09:45 pm (UTC) (Link)
говорила я тебе, что автокефальная церковь возглавляется совсем необязательно патриархом, а ты мне не веришь

и воля твоя, не нравится мне это конструкция: здание церкви принадлежит общине, НО настоятель находится в подчинении архиерею
к чему тут противопоставление?
i_drlis From: i_drlis Date: January 23rd, 2011 10:24 pm (UTC) (Link)
Вот ты, матушка, дерзничаешь, а это-гордыня, грех.
Отвечаю я тебе по-порядку.
1. Верю я тебе, верю. Но! То, что в двух церквях командует архимандрит или митрополит-это частный вопрос, не влияющий на ОБЩИЙ ПРИНЦИП. Текст являтся не научным докладом и если расшифровывть все детали,да перечислять все автокефальные церкви,то читатель с тоски помрет, как муха зимой.
2. Противопоставление реально, ведь не везде, согласись, церковь финансируется одной организацией, а служитель-другой. Возможно, ты и права в отношении конструкции (то есть формы)-она еще не прошла редакторской правки, но по сути я подумал, к совету твоему прислушался (а как же иначе?), но все-таки решил пока оставить как есть.
mitiaf From: mitiaf Date: January 23rd, 2011 11:51 pm (UTC) (Link)
я согласен с предыдущим оратором. из текста следует, что в наличии имеется 15 патриархатов или, по крайней мере, 15 патриархов. а это не совсем соответствует действительности.

и с РПЦЗ кусок мне не понравился - информация там где-то между строк.
olha_juli From: olha_juli Date: January 24th, 2011 10:01 am (UTC) (Link)
Меня, конечно, тоже удивило наличие 15 патриархов, а вот формулировка с "но" вполне уместна, если имеется ввиду, что архиерей же и платит зарплату, а не на содержании общины.
Зато абсолютно порадовали ссылки на сноски в виде перевёрнутых воскл. знаков. :о)))
i_drlis From: i_drlis Date: January 24th, 2011 09:23 pm (UTC) (Link)
А чего удивило? 15 автокефальных церквей есть? Ну, и управляются они ж кем-то?
А восклицательные знаки-это ж наше всё! Знать бы мне ещё, как в том Ворде, который мне сейчас поставили, в референсах ссылки цифрами отмечать-мне б цены не было!:)
evrikab From: evrikab Date: January 24th, 2011 06:03 pm (UTC) (Link)
Очень интересно! Спасибо!
i_drlis From: i_drlis Date: January 24th, 2011 09:24 pm (UTC) (Link)
На здоровье! Я рад!
litsyn From: litsyn Date: January 25th, 2011 07:08 pm (UTC) (Link)
Интересно! Придётся нам теперь снова выехать на место и осмотреть всё новым незамутнённым неграмотностью взглядом.
i_drlis From: i_drlis Date: January 26th, 2011 06:39 pm (UTC) (Link)
Выезд на место - это главное развлечение любого следствия (когда его ведут знатоки:))).
stop_by From: stop_by Date: January 28th, 2011 01:43 pm (UTC) (Link)

люди, звери, львы, орлы и куропатки, Коты, греки, димабры



я тут была временно от Вас оторванная, но не забывающая об Яффо, об прекрасном...
так что примите - с запозданием и проч.
:-)

по-существу - позже, гребу почту...:(
stop_by From: stop_by Date: January 28th, 2011 01:47 pm (UTC) (Link)

не "вместилось" :)))

люди, звери, львы, орлы и куропатки, Коты, греки, димабры и митиафы...
yozhik_ From: yozhik_ Date: January 29th, 2011 05:23 pm (UTC) (Link)
Очень интересно, спасибо.
Только два замечания:
- очень сложно понять, как пройти в каждую из церквей. фотография со стороны моря только запутывает. очень помогла бы карта местности.
- забудь про слово "ортодоксальный". В русском языке оно не используется.
i_drlis From: i_drlis Date: January 30th, 2011 05:13 pm (UTC) (Link)
Спасибо за замечания!
1. В отношении карты-стопроцентно! Это будет, само собой разумеется. Просто в посте не хотелось формировать "путеводитель".
Апропо - фотография не со стороны моря, а со стороны входа с улицы (Синяя дверь), о чем пишется с упоминанием адреса.
2. В отношении "ортодоксальный" ситуация такова: в принципе, ты прав. Это "не русское слово". Но!!!
Поскольку оно применимо в международной литературе (там, как ты понимаешь, нет термина "православный") и все указатели над дверями монастыря, все-таки, свидетльствуют о наличии "ортодоксальности", а кроме того термин не чужд нашему уху, я его оставил (выведя за скобки), чтобы не совсем просвещенному читателю было ясно, что речь идет об одном и том же.
Я консультировался по этому вопросу с "компетентными лицами" и такое решение признано корректным.
irenase From: irenase Date: January 29th, 2011 10:21 pm (UTC) (Link)
С удовольствием прочитала про то, о чем слышала. Жаль, что мы не попали в сам храм. Может быть, когда-нибудь...
И вспомнился мне вдруг Сен-Мишель французский...
Такая вот параллель проложилась.
И еще вспомнила, как русскоязычные товариСЧи сказали, что "тафос" - это знак Тихоокеанского флота.:-)))
i_drlis From: i_drlis Date: January 30th, 2011 05:15 pm (UTC) (Link)
Несомненно попадем. И параллели замечательны. И ТФ-это радостно!:)
33 comments or Leave a comment