i_drlis (i_drlis) wrote,
i_drlis
i_drlis

Categories:

Два Антония

Люська: «Антуан! Господа покидают нас, выпустите их.»

М.А.Булгаков «Бег. Восемь снов» (пьеса в пяти действиях).

 

В человеке должно быть всё...

Антон П. Чехов «Дядя Ваня» (пьеса в четырёх действиях).

 

         Среди комментариев к посту «Искушение Святого Антония» ( http://i-drlis.livejournal.com/22437.html ) попалось несколько таких, что свидетельствуют о путанице во всякого рода Антониях. Нет, конечно, никто не вспоминал мужа Клеопатры, до этого дело не доходило, но даже серьезные знатоки порой теряются в догадках – в честь кого назван тот или иной монастырь?

        Что ж - попробую пролить свет на этот вопрос. Тут ведь совсем разные дела -  как говорится, «Два мира-два Шапиро».

       1.          

        Словарь имен утверждает следующее:  «Антоний-состязающийся (латин). Их жизнь - каскад провалов, компромиссов, взлетов. Несбалансированные натуры. Борющиеся сами с собой. Все время рвущиеся на свободу, забывая, что плата за нее - одиночество. Ищущие дружбу. Для них любовь - истязание.Основные черты характера: активность, логичность, осмотрительность.»

           Это имя носили не только отцы и учителя христианской церкви, но и военачальники, артисты, писатели, ученые, музыканты, врачи, учителя, слесаря, дворники, мошенники, клятвопреступники, бандиты, политики... Кого только не называли Антонием, Антоном, Энтони, Антуаном?

          Ну и, конечно же, героев нашего повествования - Антония Великого, Египетского, преподобного, основателя пустынножительства и Антония Падуанского..

          

Я не стану утомялть тебя, дорогой читатель подробностями биографий святых ( у них, в отличие от грешников, она не чрезмерно богата событиями), а перейду прямо к многочисленным существенным отличиям и некоторым общим чертам. При этом, жалея не столько бумагу, сколько виртуальное пространство, для краткости Антония Великого я назову АВ, а Антония Падуанского-АП.

2.

Годы жизни

        АВ: 251г. Кома(Египет)-356г. Дейр-Мари (Египет).

               При византийском императоре Юстиниане (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в в Мот-Сен-Дидье близь Вьена (Франция). В настоящее время мощи преподобного Антония покоятся в г. Арль (юго-восточная Франция) в церкви святого Иулиана, куда они были доставлены в 1491 году.

        АП: 1195г. Лиссабон (Португалия)-1231г.Падуя(Италия).

               В 1263 г. его мощи были перенесены в базилику Святого Антония, которую жители Падуи построили в честь святого. При этом оказалось, что язык великого проповедника остался в целости и сохранности.

Общность

         Оба родились в знатных и весьма зажиточных семьях и впоследствии отказались от состояния. Оба активно и непримиримо боролись с инакомыслием, называемом ересями: АВ – с арианством, АП – с катарами (альбигойцами). И это считается их главной заслугой перед христианством. Оба оставили после себя литературное наследие с массой изречений назидательного характера:  «Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод» (АВ) и, наоборот:  «Кто любит деньги и преходящие почести, падает на лице пред дьяволом и ему поклоняется» (АП)

Различия

1 . АВ-копт(православная, дохалкидонская церковь), а АП-католик(францисканец).

     NB: справедливости ради, великий пустынник и не предполагал, что он «копт». Об этом стало «известно» только в 641 году, когда арабы вторглись в Египет и стали называть местных жителей , среди которых подавляющее большинство составляли христиане, греческим словом «айгюптос», что в арабском произношении звучало, как «кубт».

 

2. АВ прожил 105 лет и изображается чаще всего в виде старца в капюшоне,

   

в то время, как АП выглядит молодым, что и не удивительно-он прожил лишь 36 лет. К тому же он лысый (тонзура).

 

       3. АВ-Преподобный Антоний считается основателем отшельнического (анахоретское) монашества. Большую часть своей жизни он провел уединенно, не общаясь ни с кем.

 

Пьеро ди Казимо. 1489-1490. Национальная галерея искусств. Вашингтон.

 

АП же отличался завидным красноречием, что выяснилось неожиданно: он жил в удалённом монастыре Монте-Паоло неподалеку от города Форли, где вёл ничем не примечательную тихую жизнь.Однажды на празднике в Форли он, к удивлению всех и к своему собственному изумлению, победил в дружеском соревновании всех выдающихся ораторов, как своего ордена, так и доминиканского.

 

Франсиско Гойя. Чудо святого Антония. 1798. Сан Антонио де ла Флорида. Мадрид.

4.      АВ-не принадлежал ни к какому ордену потому,  что, во-первых, во время его жизни никаких орденов и в помине не было, а , во-вторых, наличие монашеских орденов характерно для католической церкви, а не для православной.

 

Диего Веласкес Святые Антоний и Павел. Прадо. Мадрид.

 

     А вот АП являлся активным членом францисканского ордена, занимавшим на протяжении жизни массу должностей. Он даже успел послужить провинциалом (местный глава ордена) в Южной Франции, Северной Италии, заслужив особое признание Ватикана.

 

Джотто. Явление Франсиска Ассисзкого во время проповеди Антония Падуанского в Арле. Фреска в Верхней церкви Ассисзкой Базилики. Арле.

 

NB: Вышесказанное не помешало католикам основать в 1070 году нищенствующий монашеский орден  антонитов (в честь, представьте себе, АВ!), монахи которого занимались лечением больных во время частых в то время эпидемий эрготизма, вызываемого спорыньей. Отравление этим грибком, поражавшим злаковые, в особенности рожь, вызывало жгучую боль, которую называли «святым», или «антониевым огнём».   Во время эпидемий черной смерти антониты принимали на излечение и больных чумой в надежде на поддержку святого Антония.

     Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим.

 

5.     Как и положено святым, они покровительствуют. Но функции свои разделяют.

      АВ «отвечает» за крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.

 

Грюневальд Маттиас. Изенхеймский алтарь.

 

      АП является  покровителем Лиссабона и Падуи. В его честь назван город Сан-Антонио в США. Также он считается покровителем бедных и путешествующих. К святому Антонию обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви — «хлеб святого Антония».

      Святого Антония считали своим покровителем многочисленные церковные братства. Существует небольшая монашеская женская конгрегация — «сёстры святого Антония», занимающаяся благотворительной деятельностью.

 

Статуя святого Антония в Лиссабоне

 

6.    Также разделяются и медицинские «специальности» Антониев:

       АВ: лечит больных «антониевым огнем». Предполагают, что это гангрена, или рожистое воспаление,или эрготизм- болезнь, вызываемая тяжёлым отравлением спорыньей. А в Италии и на о.Мальта так называют опоясывающий лишай (Herpes zoster).

       Фельдшер в рассказе «Смерть» из цикла «Записки охотника» говорит: "Да, Василий Дмитрич, худо; пришли бы вы ко мне деньками двумя пораньше - и ничего бы, как рукой бы снял; а теперь у вас воспаление, вон что; того и гляди, антонов огонь сделается"

 

http://allitera.tive.org/archives/2004_07.html

 

       АП: про него известно лишь то, что он исцеляет больных, а вот каких-точно пока не известно.

 

Репродукция из католического календаря

 

Иконографические символы

       АВ: Т-образный крест, колокольчики (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками), свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов), огонь и лев.

 

Антонио Пизанелло. «Мадонна с младенцем, св. Георгием и св. отцом Антонием» 1422(?). Лондонская национальная галерея.

 

       АП:  Главными атрибутами святого на иконах являются книга - символ Слова Божия и просвещения, и лилия, символизирующая целомудрие. Кроме того, иконография Антония во многом отражает события из жития святого: его изображают исцеляющим больных; с пылающим сердцем или с пламенем на ладони; во время проповеди рыбам; с Младенцем Иисусом; проповедующим в ветвях орехового дерева; в сцене чуда с ослом, вставшим на колени перед Св. Дарами.

 

Гравюра.

Типичные сюжеты

       АВ: с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св. Антония, встреча со святым Павлом Фивейским, пустынником.

 

Поль Сезанн «Искушение Святого Антония»

 

      АП: проповедь рыбам, явление младенца Иисуса , чудо с ослом, вставшим на колени перед Святыми Дарами,  изображения св. Антония во время проповеди.

 

Беккафуми Доменико «Св. Антоний Падуанский и чудо с ослом»

3.

Ну и, наконец, пару слов о церквях

АВ: церкви коптские чаще всего крестово-купольного строения с приделами. Строения увенчаны коптскими крестами.

 

Коптский монастырь Святого Антония в Яффо. Фото автора.

 

Коптский крест — крест, используемый Коптской православной церковью и Коптской католической церковью. 

 Представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. А все концы вместе символизируют двенадцать апостолов.

 

 

Может быть и такой вариант:

 

Вариант коптского креста с гвоздями, которыми к Кресту был прибит Иисус

 

Наконец, на старых изображениях встречается и такое- почти что «анх», древний египетский символ вечной жизни с добавленным крестом внутри круга.

 

 

Все рисунки крестов взяты из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82

 

АП: Церкви католические, латинские (впрочем, Антонию Падуанскому поклоняются и представители иных конфессий-марониты, например). Строения часто несут в себе элементы готики и увенчаны, соответственно, латинскими крестами.

 

Латинский монастырь Святого Антония в Яффо. Фото автора.

 

 
http://otvet.mail.ru/question/10301075/    
Латинским крестом называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линий находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа.

      У него нет перекладин над головой и под ногами. На католических Распятиях ноги Христа пробиты вместе общим гвоздем (т.е. всего три гвоздя), хотя на распятии, которое называют Распятием ордена францисканцев, Иисус изображен распятым четырьмя гвоздями. Порой на католических распятиях пишется INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum).

 

      А это-символ францисканского ордена в наших Палестинах – т.н. Иерусалимский крест, символизирующий пять ран Христа. А, может быть- Иисуса и четырех апостолов. Впрочем,  есть мнение, что речь идет о четырех концах света, до которых дошло слово Евангелия, или о пяти нациях, участвовавших в крестовых походах: британцах, французах, немцах, итальянцах и испанцах. Или же это-пять княжеств Латинского Иерусалимского Государства ?  Как видим, символика дает много возможностей для трактования.

 

Краеугольный камень францисканского квартала во дворе латинского монастыря Святого Антония в Яффо. Фото автора.

 

 

 

Улица Ицхака Авинери в Яффо. Слева-монастырь АВ(коптский), справа-монастырь АП(францисканский).

А мы с Димой Брикманом-посередине..... Фотографирум.

 
Я буду рад любым вашим конструктивным замечаниям и дополнениям к посту .
Просьба при использовании  материала, включая авторские фотографии, ссылаться на источник.

Tags: Прогулки по Яффо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments