?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
i_drlis
i_drlis
i_drlis
Искушение Святого Антония

Искушение Святого Антония

Я никогда не противлюсь искушению, ибо знаю по опыту: то, что мне вредно, не искушает меня.
Бернард Шоу

1

       -А что такое, по существу, «вербовка»,-продолжил подполковник Абаимов,-как не установление таких взаимоотношений с партнером, при которых вы, подавляя его волю своей, программируете дальнейшее его поведение?

      - А если его воля сильнее моей?

      - А при чем здесь «сильнее-слабее»? Мы же не в спортзале. Всё зависит от поставленной задачи, которая перед вами- имеется, а перед ним-нет. Вот когда и перед ним – тогда, конечно, сложнее...Но это случается нечасто.

      - Ну а если не хочет партнер, ну ни в какую не хочет «программироваться», ну есть же такие, на которых и гипноз не действует, ну как тогда с этой задачей?

 

      - На которых гипноз не действует, такие, наверное, есть. А вот устойчивых к соблазну – нет. Просто для каждого он свой-для кого-то «бабки», для кого-то –девочки (тут подполковник на секунду загрустил глазами), для кого-то, наоборот, мальчики, кого-то жаба душит от непризнанности, кто-то боится за близких, кто-то за себя, кто-то за идею готов жизнь чужую отдать, а то и свою(если совсем дурак)...В общем, на каждую избушку своя погремушка.

   

  - Что-то много всего получается. Тут пока доберешься до «слабого звена» - употеешься.

     - Да ничего не много, всего-то четыре, подполковник стал загибать пальцы: материальная заинтересованность, убеждения, чувства, а из последних особо выделим чувство страха. И собирай из них все, что хочешь, как из детского конструктора! Ну сам посмотри: месть, тщеславие, романтизм (желание почувствовать себя разведчиком), раздутое самомнение, влюбленность, сострадание (ну как не помочь, к примеру, каким-нибудь бедным беженцам?) – все это чувства, отпущенные «по волнам» без контроля головы.

     - А почему страх отдельно?

     - Так как это очень сильное чувство, связанное с инстинктом самосохранения и, чаще всего, оно-таки- контролируется головой , потому  что является продуктом фантазии. Важно эту фантазию у партнера развить и усилить. Скажем, сфотографировать его с девочками и спросить: «А что будет, если это увидит ваш партийный руководитель или, скажем, жена ?». Вот он представит себе, что будет – и пожалуйста...Или, другое, например. В одном западном романе главный герой больше всего боялся, что крысы выгрызут ему лицо[1]. Ну и все! Готов!

      - Неужели пытали крысами???

 

      -Ну что ты! Зачем? Просто показали ему двух тварей, он и «зафантазировал».

     - Н-да...Ну с этим, вроде, ясно, с деньгами – тут само собой, а вот идеи...

     -Что ты!!! Это ж самое частое. Знаешь, сколько людей «за правду» не только родину продадут, но и на костер залезут? Ты про Варфоломеевскую ночь слышал? Это христиане в Париже христиан же и перебили несколько десятков тысяч. За то, что те иначе Христу молятся. Да столько кровищи, сколько за идею пролили, ни на одной войне не бывает. Не-е, тут ты сильно ошибаешься. Идейный человек уже как бы и  создан для вербовки. Подыграй ему, поставь задачу – и он будет работать не за страх, а за совесть. Ты только эту совесть тереби ему время от времени....

     -И что в истории не было не поддавшихся искушению?

     -Ну были, наверное уж совсем очумелые или работали с ними неграмотно. Ну им предлагали, должно быть, меньше, чем у них было. Страх перед наказанием за предательство их волновал, скажем, серьезней, чем страх перед раскрытием внебрачных связей. Или, там, деньги несущественные для него лично. Или он, значит, хочет верить всей душой в одно, прямо ж из себя вылазит, а ты ему эти идеи пошатнуть пытаешься. Из этого ничего хорошего не выйдет. Ты про святого Антония не слышал?

     Подполковник Абаимов был хорошо образован и этого не скрывал.

2

       Антоний родился в 251 году в Египте - стране, одной из первых испытавших на себе влияние христианства. Впоследствии, после мусульманского завоевания, местные жители - египтяне, стали называться, в отличие от пришлых арабов, «коптами», что и вошло в историю, как название одного из крупных религиозных ответвлений. Писать, что он родился в «коптской семье»(как это водится в большинстве справочников, словарей и энциклопедий), можно точно с такой же натяжкой, как заявлять, что Мухаммед родился в семье мусульманской.

      В возрасте двадцати лет Антоний осиротел, оставшись с малолетней сестрой на руках. Тут и началось...

     По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Это так подействовало на него,что Антоний вскоре отказался от богатого родительского наследства в пользу бедных из своего селения, но «пойти» никуда не смог, так как на его попечении оставалась сестра .

    И тут он услышал новые слова: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), после чего пораженный Антоний поручает сестру «известным ему христианским девственницам», покидает дом и уходит к старцу-отшельнику, живущему рядом с городом, стараясь во всем подражать ему. Уже во время своего ученичества он так прославился подвигами, что получил прозвище «друг Божий», но на достигнутом не остановился, а решил уйти в отдаленную пещеру и жить там, полностью уединившись. Он принес хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей раз в полгода через отверстие в кровле.

 

Франсиско де Сурбаран "Святой Антоний Аббат" 1630.
Галерея Уффици. Флоренция.

 

     Жизнь в пещере была трудна из-за голода и жажды, холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по словам Антония, - в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.

     Однажды, во время особо упорной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: "Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне." Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу.

    "Делай так и спасешься," - сказал ему ангел Господень.

 

А. Дюрер. "Святой Антоний на фоне города". 1519 г.
Канадская национальная галерея, Оттава.

 

    По словам «очевидцев», встретивших его после двадцатилетнего затворничества, лишения не сказалась отрицательно на физическом состоянии инока – «небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице». Вышедший на свет Антоний, энергично взялся за организацию монашеской общины в Фивадской пустыне, а также за поддержание уже возникших христианских общин, испытывавших затруднения ввиду гонений.

   В 313 году Антоний Великий ушёл на берег Красного моря, в монастырь близ залива Акабы в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле, попутно инспектируя своих подопечных в пустыне и встречаясь со своими единомышленниками. Его авторитет использовали в борьбе с еретическими учениями, в частности – с арианством.

 

Коптская икона «Святой Антоний»

 

   Умер великий схимник в возрасте 105 лет

3.

   И все-таки...Как-то неубедительными мне кажутся муки и терзания  анахорета в сухом энциклопедическом описании искушения «помыслами». Нет, друзья мои! Тут покруче было! Тут сюжет «с подкладкой»!

 

Пак-Кей Мак. Дьявол.

 

    Вот, что пишет о нем святитель Афанасий Великий[2] : «Но ненавистник добра завистливый диавол, видя такое расположение в юном Антонии, не потерпел этого, но как привык действовать, так намеревается поступить и с ним. Сперва покушается он отвлечь Антония от подвижнической жизни, приводя ему на мысль то воспоминание об имуществе, то заботливость о сестре, то родственные связи, то сребролюбие, славолюбие, услаждение разными яствами и другие удобства жизни, и наконец жестокий путь добродетели и ее многотрудность, представляет ему мысленно и немощь тела, и продолжительность времени, и вообще, возбуждает в уме его сильную бурю помыслов, желая отвратить его от правого произволения. Когда же враг увидел немощь свою против Антониева намерения, паче же увидел, что сам поборается твердостью Антония, низлагается великою его верою, повергается в прах непрестанными молитвами; тогда, в твердой надежде на те свои оружия, яже на пути чрева (Иов. 40, 11), и хвалясь ими (таковы бывают первые его козни против юных), наступает он и на юного Антония, смущая его ночью, и столько тревожа днем, что взаимная борьба их сделалась приметною и для посторонних. Один влагал нечистые помыслы, другой отражал их своими молитвами; один приводил в раздражение члены, другой, по-видимому, как бы стыдясь сего, ограждал тело верою, молитвою и постами. Не ослабевал окаянный диавол, ночью принимал на себя женский образ, во всем подражал женщине, только бы обольстить Антония; Антоний же, помышляя о Христе, и высоко ценя дарованное Им благородство и разумность души, угашал угль его обольщения. Враг снова представлял ему приятность удовольствий; а он, уподобляясь гневающемуся и оскорбленному, приводил себе на мысль огненное прещение и мучительного червя, и противопоставляя это искушению, оставался невредимым».

 

 

Фелисьен Ропс "Искушение святого антония" 1878.
Бельгийская королевская библиотека.
 

     Оскорбленный стойкостью Антония, дьвол решается на физические пытки и «приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле; и, как сам Антонии уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли.»

 

Никлаус Мануэль Дойч "Демоны, терзающие Антония" 1520
Бернский музей искусств.

 

   Очнувшись, Антоний возращается к молитвам , а «потом начинает петь: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26, 3).

    Так думал и говорил подвижник: Ненавидящий же добро враг, дивясь, что Антонии осмелился прийти и после нанесенных ему ударов, сзывает псов своих и, разрываясь с досады, говорит: «смотрите, ни духом блуда, ни ударами не усмирили мы его; напротив того, отваживается он противиться нам. Нападем же на него иным образом». А диавол не затрудняется в способах изъявить свою злобу. Так и теперь ночью демоны производят такой гром, что, по-видимому, все то место пришло в колебание, и как бы разорив четыре стены Антониева жилища, вторгаются, преобразившись в зверей и пресмыкающихся.

 

Икона «Искушение Святого Антония»

 

Все место мгновенно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, волков. Каждый из этих призраков действует соответственно наружному своему виду. Лев, готовясь напасть, рыкает; вол хочет, по-видимому, бодать; змея не перестает извиваться: волк напрягает силы броситься. И все эти привидения производят страшный шум, обнаруживают лютую ярость. Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душою, лежит без трепета, и, хотя стонет от телесной боли, однако же, трезвясь умом и как бы посмеваясь, говорит: «ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было прети и одному из вас. Но поелику Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством. Но и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в бессловесных». И еще с дерзновением присовокупляет: «если можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте. А если не можете, то для чего мятетесь напрасно? Нам печатию и стеною ограждения служит вера в Господа нашего». Так демоны, после многих покушений, скрежетали только зубами на Антония; потому что более себя самих, нежели его, подвергали посмеянию.».

 

Бернардино Паренцано "Искушение Святого Антония" 1494.
Галерея Дориа-Памфили, Рим.

 

    Но и на этом страдания не закончились. Стоило только святому выйти из пещеры, как в пустыне его ждали новые испытания. «Но враг, видя опять его ревностное намерение и желая воспрепятствовать этому, в мечтании представляет ему лежащее на пути большое серебряное блюдо. Антоний, уразумев хитрость ненавистника добра, останавливается, и смотря на блюдо, обличает кроющегося в призраке диавола, говоря: «откуда быть блюду в пустыне? Не большая это дорога; нет даже и следов проходившего здесь. Если бы блюдо упало, не могло бы оно утаиться, потому что велико; потерявший воротился бы, и поискав, непременно нашел бы его; ибо место здесь пустынное. Диавольская это хитрость. Но не воспрепятствуешь этим твердому моему намерению, диавол: блюдо cие с тобою да будет в погибель (Деян. 8, 20)». И когда Антоний сказал это, оно исчезло, как дым от лица огня (Пс. 67, 2). Потом идет он далее, и видит уже не призрак, но действительное золото, разбросанное на дороге. Врагом ли было оно положено, или иною высшею силою, которая и подвижнику давала случай испытать себя, и диаволу показывала, что он вовсе не заботится об имуществе, — этого не сказывал и Антоний, и мы не знаем; известно же одно то, что видимое им было золото. Антоний, хотя дивится его множеству, однако же, перескочив как через огонь, проходит мимо, не обращается назад, и до того ускоряет свое шествие, что место это потерялось и скрылось из вида.»

 

Сальвадор Дали. Искушение Святого Антония. 1946г.
Королевский Музей Прекрасных Искусств. Брюссель.
 

    Вот так вот Антоний, побеждавший соблазны, и стал Великим.

4.

    Я утомил тебя, читатель (и конечно же, читательница!), я знаю. Но из песни слов не выкинешь. Мне нужно было рассказать про великий сюжет в искусстве «Искушение Святого Антония». А за долготерпение твоё и муки чтения получи вот такой эпилог...

     Через несколько месяцев случайно выяснилось, что Абаимов был не молодым подполковником, а почти полковником. Самым молодым полковником в ГРУ. Специалистом по стратегическим вопросам. Должен был стать! И приказ о том уже пошел по инстанциям.

    Однажды к ним в московский штаб прибыли гости: артисты, литераторы музыканты - поразвлечь перед очередной командировкой «на юг». Посмотреть выступление пришли супруги штабистов. Среди них выделялась жена одного генерал-майора из политуправления. Вызывающе красивая, молодая,  веселая , умная, она села рядом с эффектным подполковником...

 

    Звезда пролетела мимо погона Абаимова (ох, и не верится мне в случайность роковой встречи!), а сам он был откомандирован «от греха подальше» преподавать на военную кафедру, где я с ним и познакомился.

 

Константин Васильев. " Искушение Святого Антония"1962 г.

http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasilyev/vasilyev_1962_2.html
 

    Потому что, как говаривала моя бабушка, «на всякий горшок крышка найдется».  



[1] Джордж Оруэлл «1984»

[2] «Житие преподобного отца нашего Антония» http://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/anthony.htm

 


 
31 comments or Leave a comment
Comments
litsyn From: litsyn Date: August 6th, 2009 08:19 am (UTC) (Link)
Хорошо! Но тема жизни Антония до возраста 20-ти лет не раскрыта. А был он страшным бабником и жуликом. Ибо - какой смысл искушать не изведавшего? Ибо - кто приятнее Господу: раскаявшийся грешник или закоренелый праведник?
i_drlis From: i_drlis Date: August 6th, 2009 06:32 pm (UTC) (Link)
«Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение и никто не обретёт спасения».
Антоний Великий
mitiaf From: mitiaf Date: August 6th, 2009 09:10 am (UTC) (Link)
мне кажется, что кого-то мучает искушение продолжить военный цикл :-)
i_drlis From: i_drlis Date: August 6th, 2009 06:33 pm (UTC) (Link)
М-да...Неразорвавшиеся бомбы. Отголоски, тсскзть...
yozhik_ From: yozhik_ Date: August 6th, 2009 09:11 am (UTC) (Link)
Давно интересуюсь этим персонажем. может быть, ты можешь помочь мне понять этот снимок:
http://hotimg8.fotki.com/a/85_65/12_207/hermanas_franciscanas_sm_rev.jpg

Это фотография монастыря Св.Антония в Иерусалиме. Как известно, арх.Барлуцци стремился вложить сакральный подтекст в свои подстройки. Означает ли что-нибудь в данном случае трезубец, который мы видим сверху?
mitiaf From: mitiaf Date: August 6th, 2009 09:24 am (UTC) (Link)
ну, если отбросить версию о том, что Барлуцци был украинским патриотом или поклонялся Нептуну, то может это и не трезубец вовсе? :-) Может быть, это буква "Е"? В каком году это построено?

paintervic From: paintervic Date: August 6th, 2009 10:20 am (UTC) (Link)
Тема богато отражена в живописи и графике разных времён, на крупный музей наберётся:)
i_drlis From: i_drlis Date: August 6th, 2009 06:38 pm (UTC) (Link)
Как, впрочем, и по любой другой теме. Искусство, как ни крути, а отражает ...:)
From: anna_born Date: August 6th, 2009 10:54 am (UTC) (Link)
О-Г-О!это будет новый цикл?-*искушения или маленькие фантазии*?
i_drlis From: i_drlis Date: August 6th, 2009 08:19 pm (UTC) (Link)
Цикл искушений продолжается...
Не старайся избегать искушений: со временем они сами начнут избегать тебя. (Бертран Рассел)
kraepelin From: kraepelin Date: August 6th, 2009 02:43 pm (UTC) (Link)
" Тогда святой Антоний перестал есть, и тем самым посрамил диавола".
И тогда наслал диавол женщину, ну святой Антоний....
( текст из кукольного спектакля, кторой я почему -то запомнил с детства).
Так вот, святой Абаимов не выдержал искушения?
i_drlis From: i_drlis Date: August 6th, 2009 08:21 pm (UTC) (Link)
Абаимов - святой??? Свят-свят-свят...!!!
bukvoed From: bukvoed Date: August 8th, 2009 06:41 am (UTC) (Link)
Фамилия у подполковника хорошая. С одной стороны, как утверждает интернет, "в основе фамилии прозвище Абаим, образованное от нарицательного абаим - обманщик, плут". С другой, любой ивритоговорящий тут же углядит в ней сразу и "аба" и "има". Так сказать, "The Corps is Mother, the Corps is Father" (с) мой любимый телесериал. :)
i_drlis From: i_drlis Date: August 9th, 2009 12:50 pm (UTC) (Link)
Ну вот: сразу видно эрудита! А я-то все углядывал в ней что-то тюркское, несмотря на явную русскость имени-отчества. Сейчас всё стало на свои места!:) Значит, он из иудеев будет...:)
miooim From: miooim Date: August 9th, 2009 08:11 am (UTC) (Link)
спасибо здорово
i_drlis From: i_drlis Date: August 9th, 2009 12:51 pm (UTC) (Link)
Так тебе спасибо! За "поощрение"...
31 comments or Leave a comment